21 сентября – Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

21 сентября – Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
21 сентября Православная Церковь торжественно встречает один из двунадесятых праздников – Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В этот день Православная Церковь вспоминает событие, произошедшее более 2 тысячелетий назад, когда на свет появился младенец, которому суждено было стать посредником между Богом и людьми. Случившееся не нашло отражения в Новом Завете, но память о нем сохранилась благодаря апокрифическому Протоевангелию от Иакова.

В этот день в Назарете у благочестивых родителей Иоакима и Анны родилась Пресвятая Дева. Рождество Ее стало провозвестником грядущего спасения человечества, ведь именно чрез Нее осуществилась великая тайна воплощения Сына Божия, рождение Господа нашего Иисуса Христа. По мнению святого Андрея Критского, этот праздник следует считать «началом праздников».

Иоаким, из рода пророка и царя Давида, и жена его Анна, из рода первосвященника Аарона, вели праведную жизнь, отличались своей любовью к Богу и милосердием к людям. Однако по достижении преклонных лет супружеская чета оставалась бездетной, что в то время считалось наказанием Божиим и вызывало презрение окружающих. Но Иоаким и Анна не теряли надежды на милосердие Божие и продолжали молиться о том, чтобы Он даровал им дитя.

Однажды, принося дар Богу, Иоаким услышал презрительный укор в своем бесчадстве: «Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!». В великой скорби праведный Иоаким тогда удалился в пустыню для поста и молитвы. Почитавшая себя виновницей постигшего их бедствия, праведная Анна, стала еще усерднее молить Бога о даровании дитя.

Молитвы супругов были услышаны. Праведной Анне явился Ангел Господень, который возвестил ей: «Ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария».

В то же миг праведная Анна дала обет посвятить своего будущего ребенка Богу: «Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь!».

Ангел Господень возвестил радостную весть и праведному Иоакиму: «Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену».

Святой Иоаким немедленно отравился в Иерусалим, где действительно встретил свою жену Анну и принес дары Господу. По прошествии положенного времени праведная Анна родила дочь, и по указанию Ангела, нарекли Ей имя Мария, что в переводе с еврейского означает «госпожа, надежда». Именно Ей предназначалось стать Матерью Сына Божия. Счастливые супруги дали обет посвятить свою дочь Богу и воспитывали Ее в благочестии, приуготовляя к великой, неизвестной им пока, тайне – тайне спасения человечества через Рожденного Пресвятой Девой.

Молитва

О, Пресвята́я и Богоизбра́нная Де́во, Влады́чице на́ша Богоро́дице, Небеси́ и земли́ Цари́це, на ра́дость и утеше́ние всему́ от безпло́дных и безча́дных роди́телей Бо́гом дарова́нная! Роди́вшися Бо́жиим промышле́нием, Ты разреши́ла еси́ непло́дствие ро́ждшия Тя, и ны́не непло́дное се́рдце мое́ плодоно́стно сотвори́ предста́тельством Твои́м у Престо́ла Вседержи́телева, непло́дствовати же соде́лай мя злы́ми де́лы, гнелы́ми словесы́ и нечи́стыми помышле́ньми. О, Всеблаже́нная, да явлю́ся ча́до Бо́жие, доброде́телей благопло́дие при́сно принося́щее. Ты утоли́ла еси́ Пречи́стым Рождество́м Твои́м плач прама́тери на́шея Е́вы, и пра́ведныя роди́тели Твоя́ изба́вила еси́ поноше́ния безча́дства, и ны́не утоли́ плач и воздыха́ния многоболе́зненныя и грехолюбо́вныя души́ моея́ и изба́ви всех нас поноше́ния злосмра́дных дел на́ших, страсте́й безче́стия и от вся́кого порабоще́ния вра́жескаго. Наипа́че же да́руй нам, Пресвята́я Богоро́дице Де́во, во всесве́тлый день Рождества́ Твоего́ чи́стым се́рдцем разуме́ти и па́мятовати, с коли́кою ра́достию и благодаре́нием непло́дная утро́ба святы́я пра́ведныя А́нны ноша́ше Тя, да и мы не то́чию словесы́, но наипа́че де́лы свои́ми вы́ну бу́дем со умиле́нием серде́чнем прославля́ти Тя, вопию́ще: Сла́ва прише́ствию Твоему́, Чи́стая. Сла́ва Рождеству́ Твоему́. Сла́ва де́вству Твоему́, Ма́ти Безневе́стная. Ку́пно же с Тобо́ю сподо́би нас непреста́нно сла́вити и велича́ти Всесвяты́й Плод Твой, Сло́во воплоще́нно, во чре́ве Твое́м неопа́льно носи́мо, Ему́же сла́ва подоба́ет, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропарь праздника, глас 4-й

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак праздника, глас 4:

Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства,/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и пита́тельницу Жи́зни на́шея.

Величание

Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чтим святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим Рождество́ Твое́.
< Ко всем новостям