Празднование Антипасхи в Никольском храме

Празднование Антипасхи в Никольском храме
Первое воскресение после Пасхи носит название: «Неделя о Фоме». Через семь дней после явления Апостолам Господь явился еще раз — ради одного Фомы, которого тогда не было со всеми. «Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Но как он мог не поверить собратьям? Почему за свое упорное неверие Фома заслужил величайший дар, а не примерное наказание?

О Фоме сказано очень немного, но это немногое очень важно. Когда Господь узнал о смерти Лазаря и собрался идти в Иудею, Он сказал ученикам: «Лазарь умер. И радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему» (Ин.11,14—15). А что значит «пойдем к нему», если Лазарь мертв и если иудеи ищут убить и Самого Иисуса? Фома сразу все понял и решительно сказал: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Ин.11,16). Такие слова услышишь не часто, и такие слова не забывают ни люди, ни Бог.

А вот слова «если не увижу, …не поверю», — приходится слышать постоянно. Но, как правило, эти слова говорят люди, которые сами не ищут Бога, не ищут истину и не собираются ни с кем и ни за кого умирать. Таким Господь никогда не явится, чтобы не вызвать в ответ прямого богохульства: когда некуда будет спрятаться от неопровержимой истины.

Господь явился Фоме потому, что Фома готов был, даже не зная о победе над смертью, умереть вместе с Иисусом. Фома уже тогда решил для себя: если Иисуса с ним не будет, то незачем жить.

Господь явился, как и в первый раз, и сразу обратился к Фоме: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». И Фома только и мог воскликнуть: «Господь мой и Бог мой!»

После этого Господь сказал как бы с укором: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие». Но что для Фомы этот укор, когда он весь поглощен радостью — снова видеть Учителя? Теперь он готов на любые страдания, чтобы только доказать Ему свою любовь.

И нам Господь обещает блаженство, если мы, не видя, будем стараться уверовать в Него, если поймем, что вопрос веры и неверия, это вопрос жизни и смерти. Ведь в том и блаженство — встретить Христа не как доказательство, что Он есть, но как долгожданного гостя, по которому истомилось сердце и без которого невозможно жить.

Поэтому — блажен Фома, наконец увидевший и уверовавший, и блаженны все, не видевшие, но тоже уверовавшие и ждущие в надежде.


26 апреля 2020 года, в день Антипасхи, Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, настоятель нашего храма протоиерей Александр Филиппов совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста.

Настоятелю протоиерею Александру Филиппову сослужили: проректор по научной работе Пензенской духовной семинарии, кандидат богословия протоиерей Вадим Ершов, протоиерей Антоний Шварёв, иерей Евгений Климчев и диакон Сергий Карасёв

Богослужебные песнопения исполнил хор нашего храма под управлением Анны Лазаревой.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Филиппов.

По окончании Литургии настоятель возглавил пасхальный крестный ход вокруг храма.


Проповедь протоиерея Александра Филиппова в день Антипасхи 26 апреля 2020 года
< Ко всем новостям